логотип
Главная
О нас
Плаз    
Наша продукция
Парусно-гребная лодка    
Справочник
Выбор ткани и кроя парусов    
Требования к парусам    
Материалы для чехлов    
Проектирование парусов
Контакты
 
Парусная мастерская СТРОПАС

Парусная мастерская "СТРОПАС"

ТРЕБОВАНИЯ К ПАРУСАМ ДЛЯ КРУГОСВЕТНОГО ПЛАВАНИЯ

    Некоторые моменты при пошиве круизных парусов, на которые рекомендуют обращать внимание яхтсмены, несколько раз обошедшие вокруг света:
    Выйдя в первую кругосветку, мы были очень обеспокоены сроком службы парусов. Мы заказали у известного парусного мастера паруса со всеми возможными наворотами: многорядными швами, большими усилениями, из тяжёлой ткани и т.д. Эти паруса прослужили нам на протяжении всей кругосветки, три года и 30.000 миль, и по возвращении были ещё в удовлетворительном состоянии.

    Когда мы вышли в плавание второй раз на шхуне, купленной у известной итальянской парусной школы, паруса на ней уже были. Они были почти новые, и мы отправились, особо не беспокоясь. Через год паруса начали рваться, а мы всё большую и большую часть нашего времени стали проводить, зашивая порывы, дублируя швы и накладывая усиления. Через три года порывы стали настолько частыми, что мы были вынуждены были выбросить их и заменить на новые.

    Мораль, не все паруса одинаковые. Есть паруса тяжелые и лёгкие, паруса для регаты и паруса для круиза, и, самое главное, есть паруса пошитые хорошо и пошитые плохо.

    Как определить, хорош парус или нет? Какие элементы определяют его долговечность? Что нужно делать, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии? Мы постарались разобраться в этом на основании нашего опыта, опыта других яхтсменов и консультируясь у парусных мастеров.


    Ткань

    Ткань составляет от 15 до 20 процентов конечной стоимости паруса. Шитые паруса, гроты и стаксели делаются из дакрона, который может также называться терилен, териталь, тергаль, в зависимости от производителя. Название меняется, но речь идет об одной и той же ткани, изготовленной из синтетического волокна с ужасным названием (полиэтиленгликольтерефталат) и невероятно высокими характеристиками: водонепроницаемое, нечувствительно к холоду и высоким температурам, влагоустойчивое, не плесневеет, не деформируется или мало деформируется. Дакрон, ткань, выпускаемая при помощи самых высоких технологий небольшим количеством производителей, имеющих мощное оборудование для его производства. Парусным мастерам он поступает в больших рулонах шириной около метра.
    (Прим. Стропас: легкий дакрон как правило имеет ширину - ярд парусного мастера, что в метрической системе равно 0.914м; средний и тяжелый дакрон имеет ширину - полтора ярда парусного мастера, что в метрической системе равно 1.37м; спинакерная ткань бывает шириной 1.37м - для US и 1.52м - для европейцев; ламинатный парусный материал как правило имеет ширину 1.37м)Из этого полотна и шьются паруса.

    Несмотря на то, что сырьё всегда одно и то же, материал не всегда одинаковый. Меняется плотность текстуры, химическая обработка, которой подвергается ткань и её удельный вес, то есть толщина. От удельного веса ткани зависит прочность паруса и его способность выдерживать нагрузки. Паруса маленькие или для лёгкого ветра изготавливаются из лёгкой ткани. Большие паруса и паруса для сильного ветра будут из тяжёлой ткани. Удельный вес ткани измеряется в унциях на метр квадратный: oz/mq.

    Тип ткани и её толщину нужно согласовывать с парусным мастером. Помните, что не стоит экономить на качестве ткани, потому что, как мы уже сказали, это всего 20 процентов стоимости, поэтому экономия будет небольшая, тогда как качество может пострадать. Не забудьте чётко объяснить, какой тип парусов вам требуется, что они должны быть прочными, служить много лет, противостоять трению в течении длительного времени. Принесите мастеру копию парусного плана вашей лодки, чтобы он имел лучшее представление, о чём идёт речь, и обсудите с ним ваши специфические требования. Если планируется совершить кругосветку, вполне натурально заказать паруса из очень тяжёлой ткани, для большей прочности и долговечности, но не перестарайтесь. Помните, что с парусами придётся ещё и работать, если ткань будет слишком толстая, паруса будут тяжёлые, громоздкие и жёсткие, с ними трудно будет управляться, например, брать рифы. Для каждого изготовленного паруса мастер должен указать максимальную силу ветра, который тот может выдержать, и не забывайте вовремя менять их.


    Швы, усиления и фурнитура

    Тут мы затронем критические для качества детали. Материалы для шитья, усиления, фурнитура (нитки, латы, стальные люверсы, карабины, кожаные накладки и т. д.) составляют около 15 процентов общей стоимости. Однако от них, от этих деталей зависит качество паруса. Пошив паруса, километры швов, пришивание усилений, фаловых дощечек, люверсы и защитные накладки, они отличают один парус от другого.

    Начнём со швов. Они в буквальном смысле держат полотна паруса вместе, и именно они через несколько лет начинают расползаться. Раньше матёрые мореплаватели требовали, чтобы паруса прошивались по крайней мере четверным швом. Сегодня, как утверждает мой друг, парусный мастер, в этом нет необходимости. Но в любом случае швы должны быть хотя бы тройными и раскрой ткани должен быть горячим, чтобы края полотнищ со временем не размахрились. Перейдём к усилениям. Ветровая нагрузка, воспринимаемая парусом, концентрируется в его углах. Поэтому, по мере приближения к ним ткань удваивается по толщине, потом утраивается, учетверяется и т.д.
    (Прим. Стропас: дальше при приближении к углу по необходимости идут ленты усиления и металлический элемент конструкции - кольцо или фаловая доска).Другими зонами концентрации нагрузок являются места крепления ползунов, латкарманов, риф штертов и прочие.

    Сколько накладок и где нашить определяется сложными расчётами, опытом и квалификацией мастера. Нам же остаётся только проконтролировать, чтобы швы в углах паруса были качественные и в достаточном количестве, чтобы люверсы были из нержавейки. Ползуны грота пластмассовые, но на фаловом и шкотовом углах, испытывающие наибольшие нагрузки, должны быть металлические. Попросите, чтобы на углах нашили по одной, а ещё лучше по две стропы для усиления.

    Иногда из экономии усиления на парусе не пришивают, а наклеивают. Так не годится, через некоторое время они отклеятся. Качественные паруса в местах трения имеют также защитные накладки, обычно из кожи: у фаловой дощечки грота, в точках крепления ползунов или карабинов на стакселе, на шкотовых углах. Очень важно, чтобы эти накладки были сделаны качественно, из качественной кожи, квалифицированным персоналом. И так как все эти операции дорогостоящие, требуют внимания и времени, парусные мастера, если только заранее не было специально оговорено, стараются их опустить. Очень деликатный вопрос карманы для лат. Когда парус сильно полощется (при подъёме, спуске, поворотах или взятии рифов), латкарманы испытывают огромные нагрузки. Необходимо, чтобы они были из очень прочного материала и пришиты многократным швом, толстыми нитками. По задней шкаторине, где карманы испытывают наибольшую нагрузку, они также должны быть обшиты и усилены вручную. Отдельного упоминания заслуживают гроты со сквозными латами. Пошить такой парус сложнее, чем традиционный. Его стоимость выше из-за большей длины лат, латкарманов и применения кареток. Но в компенсацию, грот со сквозными латами, если пошит хорошо, служит дольше и работает лучше.

    Стаксель всегда должен иметь усиление с обоих сторон в месте, которым он задевает за краспицы, будучи сильно набитым. Если же он задевает ещё и за ванту, необходимы соответствующие продольные накладки. Внутри задней шкаторины по всей длине должен проходить булинь, тонкий шнур. При его набивании задняя шкаторина слегка закрывается и предотвращается её заполаскивание на ветру. На гроте тоже должен быть булинь на задней шкаторине с выходами наружу у шкотовых углов каждого ряда рифов. По поводу всех этих деталей нужно договариваться с мастером. К счастью, изготовление парусов пока ещё бизнес частично кустарный, парусные мастера почти всегда сами яхтсмены или были ими и всегда готовы помочь. Конечно, стандартный парус может стоить немного меньше. Более прочная и аккуратная отделка, более широкие накладки и прочее, могут увеличить его стоимость, но не более чем на 10-15 процентов, но зато позволят избежать серьёзных проблем.


    Крой

    Паруса это не просто треугольники из ткани. Они кроятся и шьются таким образом, чтобы образовалось пузо, и этот профиль создаёт тягу, аэродинамическое качество, так важное на острых курсах. В прошлые времена парусный мастер лишь своим чутьём и на основании опыта определял, как и какое пузо придать парусу. Кроились паруса вручную и на глазок и сшивались, используя секреты ремесла. Сегодня раскрой доверяют компьютеру, но чтобы решить, насколько пузатым должен быть парус, по прежнему необходим диалог мастера со шкипером. В упрощённом виде принцип такой, чем слабее ветер, тем более выпуклым должен быть парус. Таким образом, большие паруса для слабого ветра должны быть более пузатыми, чем маленькие для плохой погоды. На основании того же принципа, когда грот используется полностью, он должен быть более пузатым, чем когда взят ряд рифов. При взятии второго и третьего ряда пузо должно постепенно уменьшаться, так, чтобы глухо зарифлённый грот был практически плоским. На основании того, сколько парусов имеется на лодке и как их предполагается использовать, подбирается оптимальная форма.


    Уход за парусами и их долговечность

    Теоретически, правильно используемый парус может служить много лет и десятки тысяч миль. И действительно, обычно не ветер выводит паруса из строя, по крайней мере, пока речь идёт о нормальном ветре, а другие факторы: ультрафиолетовые лучи, вибрации и трение.

    Под действием солнечных лучей, и в частности ультрафиолета, дакрон разрушается и со временем становится хрупким. Для защиты парусов достаточно убрать их в мешки сразу по прибытию в порт или гавань. Ткань мешка или парусного чехла, даже если она тонкая, в состоянии поглотить 100 процентов ультрафиолетового излучения. Во время плавания, естественно, нельзя ничего поделать, но все мы проводим меньше часов в плавании, чем в порту или на якорной стоянке.

    Трение о металлические объекты, ванты, релинги, краспицы, истирает и ослабляет ткань. Даже новый парус, если он трётся о краспицу в течении всего лишь одной ночи плавания при хорошем волнении, на утро протрётся почти насквозь. Поэтому нужно стараться избегать трения парусов и защитить все возможные точки износа. Во время ночного плавания не забывайте периодически освещать паруса фонариком, чтобы убедиться, что всё в порядке. Эта простая предосторожность позволит вам устранить в зародыше возможное истирание. Заполаскивание на ветру в течении длительного времени тоже разрушает ткань. Бьющийся на ветру парус, например во время поворота, испытывает гораздо большие нагрузки, чем те, на которые он был рассчитан. Чтобы уменьшить вредный эффект, не остаётся ничего другого как максимально уменьшить время постановки и уборки парусов, выполнения поворотов и взятия рифов.

    Морская вода сама по себе не вредит парусам и может поливать их сколько угодно. Однако соль очень вредна. После многочисленных купаний в морской воде, высохнув, парус оказывается нашпигован микрокристаллами соли. Острые грани этих кристаллов истирают волокна ткани и швов. Поэтому очень хорошо периодически полоскать паруса пресной водой, либо во время хорошей грозы в конце лета, либо за неимением оной, из шланга на причале. Влажность и плесень хоть и не воздействуют на дакрон, но вредят кожаным защитным накладкам и эстетике парусов. Во избежание этого лучше не укладывать в мешки влажные паруса.
С уважением
Артемов Игорь.


Заказывая в Стропасе паруса на стоящийся в Москве катамаран LOA=16м для кругосветного плавания, Игорь Артемов использовал, в качестве требований к парусам, цитату из книги Elizabetta Eordegh - Carlo Auriemma. Partire. Consigli e istruzioni per realizzare un sogno. (Элизабетта Ёрдег и Карло Аурьемма. "Как совершить кругосветку. Советы и инструкции для осуществления мечты") перевод которой осуществлен Игорем Кипоруком и помещен на его сайте http://igorkiporouk.webs.com.
 
Телефон: +7-495-462-0773
Конструктор парусов Болотин Юрий ybolotin@yandex.ru
Координатор Васильченко Андрей 4015048@rambler.ru  +7-910-401-5048
Парусный мастер Канунников Андрей sailmaster@rambler.ru

compass